Александр БОБРОВ, председатель Совета по песне Союза писателей России.
Рэпу в России несказанно повезло: из всех разновидностей, жанров и течений поэзии Кремль почему-то решил защитить и возвысить именно рэп.
В администрации президента были ужасно недовольны гонениями на рэперов и даже вознамерились прекратить отмены их концертов. В Кремле назвали отмены концертов «идиотизмом» и «перегибами на местах», которые допускают региональные силовые ведомства. Было предложено провести на молодёжном форуме «Таврида» целую смену рэперов, а генеральный директор медиа-холдинга «Россия сегодня» Дмитрий Киселёв провёл фестиваль рэперов в Коктебеле. Сам Дмитрий Киселев перед началом первого рэп-фестиваля в Крыму рассказал о его принципах. По его словам, маргинальные проявления у некоторых рэп-исполнителей есть, но надо посмотреть, насколько здоровая сердцевина у российского рэпа в целом. Ну, посмотрел, организатор в шортах? Кто не был на самом фестивале – составить о нём представления не может, потому что, несмотря на восторженные заметки и телесюжеты – нет главного: дерзких, свежих, запоминающихся текстов, летучих цитат из них. Или они такие, что печатать нельзя!
И Киселев, и Павел Кравц (арт-директор Rap Koktebel) назвали главные основы этого фестиваля: отказ от наркотиков, никакой политики, но мат в некоторых выступлениях будет. Фестиваль изначально анонсируется с маркировкой "18+", если же на него приведут детей, то это будет уже ответственностью родителей. Что же касается возможной реакции Роскомнадзора, то сцена в Коктебеле в зону его ответственности не входит, так что "немного мата" будет. Киселев напомнил о своей точке зрения, которую уже озвучивал в эфире. По его мнению, мат – это "драгоценная лингвистическая ценность", если его использовать в нужном контексте и к месту. Кравц, со своей стороны, рассказал, что во время подготовки к фестивалю им предоставили полную свободу, и никто не диктовал исполнителям, что можно делать, а что нет.
Более того: уже есть договоренность с одним из известных российских издательств об издании книги, в которую войдут тексты рэперов. А я вспоминаю, как работницы типографии «Молодая гвардия» всего 30 лет назад отказывались печатать сборник частушек Николая Старшинова, где поэт и собиратель рискнул ЧАСТЬ тиража частушек с картинками опубликовать без отточий. Добрейший и чистейший человек пошёл к женщинам в цех, провёл встречу, рассказал о русской частушке, где солёное словцо – не грязное ругательство, не оскорбление, а словотворчество, художественный оборот, зачастую самая выразительная деталь. Фронтовик убеждал: «Вот какую частушку мы пели на фронте:
Сидит Гитлер на берёзе, А берёза - гнётся. Посмотри, товарищ Сталин, Как он на… вернётся.
Да, и так хорошо, но первозданный-то глагол – выразительней! Верно?»
Уговорил.
А ныне мат так и льётся со сцены и даже в эфире. Вот теперь с подачи главного пропагандиста в прославленной колыбели поэзии – Коктебеле – будет звучать грязный матерный рэп. А его другого не может быть по определению, чего бы там апологеты и защитники – ни городили. Хотя по советской привычке некоторые питают иллюзии, что если проанализировать явления, обозначить его берега и навязать организационные формы, то можно взять его под контроль. Дудки! Гнилая сердцевина чужеродного явления непременно даст о себе знать.
Доктор филологических наук Т.В. Шмелёва в одном из своих интервью характеризует русский рэп следующим образом: «Из подражательных экзотических занятий одиночек-энтузиастов, в силу творческой природы этой культуры, русский рэп приобрел свои оригинальные отличия. Он стал новой формой проявления молодежного максимализма и самоутверждения, протеста против несправедливостей жизни, поиска внутренней опоры в условиях распада советской идеологии и быстро меняющейся окружающей действительности. По сути, русский рэп — это резонанс с социальными потрясениями в обществе». А ее ученик развивает эту идею: «…По-моему, русский рэп — это, прежде всего, не одежда, не музыка и не танцы, а поэзия».
Ну, может быть, поэзия… Вот знаменитое «Танго обниманго» арт-директора Кравца:
Надо бы нам всем тусить Выкидывай свой спящий стиль У нас тут жарко – купальники, плавки Парковка, колонки, качаются попки И let`s get fun-ки Потрогай бицуху, мы как в танке Ближе к солнцу многоэтажка Просто верь мне, малыш, original движ… А мы с тобой танцуем танго обниманго Танго обниманго, танго обниманго…
Пляжная поэзия так и брызжет в духе нынешнего Коктебеля... Дмитрий Киселёв обещает обязательно устроить баттл – соревнование рэпперов. Ну, тут такое начнётся! Поскольку общаюсь с юными студентами, вник в это явление, и оно меня в своей активной форме батлов с коммерческим подтекстом - просто убило: это даже не частушечное состязание «с картинками», о котором я писал в книжке «Частушки из мужской коллекции», и уж, конечно, не наши былые состязания молодых поэтов, когда даже на ТВ проходило «Стихоборье» с голосованием зрителей. Тут – баттлы за бабки, с победителями и «королями гнусных разборок». А ведь это отрыжка негритянских гетто со скандалами и оскорблениями. Какова сверхзадача баттла? Задавить противника руганью, опустить его ниже плинтуса, вывести из себя, облить словесными помоями, включая обязательные матюки. Все эти топы с победителями читать противно. Такое вот:
Я знаю, почему ты злой, как собака, Потому что был зачат раком...
Это вообще самое приличное из топа-5. А есть батл двух девушек с утверждением, что на батлах девушки встают в один ряд с мужиками, как бы доказывая – они также могут сквернословить. Оскорбления сыплются хоть и образные, но грубо-беспомощные с точки зрения поэзии, а общее впечатление – угнетающее:
Тебе понравилась оргия, Несмотря на свой порванный орган… Я тебе выбью зубы, коллега Вот тебе крем «Корега».
И это – самое приличное… Так что у фестиваля – громкое будущее обеспечено.
В рэп-тусовке только и разговоров, что о двойных рифмах. Там говорят о том, как чертовски здорово слушать, как совпадают не только ударные, но и безударные гласные. И окончание строки имеет сразу два слова, на которые будет подбираться рифма… То есть форме придаётся огромное значение, а содержание: чем грубее и узнаваемей по деталям – тем лучше. Но рифмы и аллитерации - примитивны, это, так сказать, открытия на уровне недоросля, который узнал, что можно в рифму говорить. Вот, например, рэп под блатняк от «звезды» рэп-фестиваля в Коктебеле - Жени Дидура: «Ран, Вася, ран»:
Вдруг сзади слышишь торопливые шаги, Мозг дает сигнал – Беги, Вася, беги... На кармане палева в диапазоне пяти статей, И ты как минимум пять лет не увидишь детей. Эй! За тобой бежит старлей! Надо было, атлет, меньше хавать котлет. Давай! Давай, набирай скорости, потей. Если гребанут, не спасет адвокатик - грамотей. Эй! Эй! Давай рви когти. Чтобы потом в камере не кусать локти.
И это – всё? Весь сюжет: «Раз пошли на дело я и Рабинович?».
Третьекурсница МГИК Софья Балбина в курсовой работе вникла в историю русского рэпа и выяснила, что первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible. Текст первого речитатива был таким:
С текстом все предельно сложно», — твердят уж много лет Что это просто невозможно — на русском делать рэп. Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой К тому же, в нашем языке слишком мало ритма.
Это в нашем-то языке выдающегося поэтического фольклора, великой поэзии, неповторимой авторской песни «мало ритма»? Читаешь этот демагогический бред и просто удивляешься, что юная студентка – его никак не комментирует!
Как и у многих литературных направлений, течений, школ и др., у русского рэпа есть собственный манифест, написанный рэп-исполнителем Алексеем Перминовым (Грюндиг), отражающий, на мой взгляд, самую суть: «Основная черта данной поэзии - это её бунтарский дух, стремление изменить жизнь, непримиримость к гнилым устоям закостеневшего общества. Таким образом, рэп как поэзия является на нынешний момент самым прогрессивным по своей динамике проявлением литературы современности (Ух ты!-А.Б). В то же время эта поэзия является естественным продолжением литературного наследия прошлой эпохи. Поэтому выражение «писать текста для рэпа», представляется мне абсурдным, так как в данном случае напрочь пропадает любой смысл творчества. Писать можно только, когда ты чувствуешь гнев и сердечную боль, когда фразы пасутся в мозгу, как слёзы в глазах или как немотивированный истеричный смех в глотке. Рэп должен быть бунтом, рэп должен быть достойным продолжением наследия бунтарей прошедших столетий, таких как Джорж Байрон, Артур Рембо, Владимир Маяковский (Ох, ты! – А.Б.). В свою очередь бунт - это флаг агрессии, который держит в руках любовь к людям и сострадание к их несчастьям. В рэпе необходимо поднимать все нелицеприятные стороны человечества - гниющую мораль, нищету, криминал, войны, наркоманию и так далее… Я не говорю, что рэп должен похоронить иллюзии, вовсе нет. Но он не должен быть витаниями мажорного идеализма и минорного декаданса. Рэп должен руководствоваться фантазией идейной, то есть поиском путей для изменения этого города, страны, мира!» .
Декларации – может, и правильные, но собственное текстовое подтверждение разбивает все иллюзии:
Средь собачьих стай, ночью по Москве, В бритой голове я кропал стихи. Посреди трухи от дневных забот, Как ленивый кот меж проворных крыс, Далеко и вниз я влезал в себя.
Да, именно, Грюндиг: «далеко и вниз…». Где тут идейная фантазия?
Театральный критик Алина Полякова с отчаянием написала: «Ну, где мой большой вентилятор? С русским рэпом знакома не очень хорошо, в основном из обсуждений фейсбучных френдов и от детей. Хотя, конечно, слушала, чтобы иметь представление. Всегда так делаю. Далее будут те рэперы, о которых наслышана. Ну вот, например: Тимати, Гуф, Джиган, Oxxxymiron, Дэцл, Хаски, Бульвар Депо, Кровосток, L'One... Баста с Дельфином само собой: Дельфин еще из детства, Басту только слепой не видел, поэтому их пропустим. Как выглядит лицо нашего родного русского рэпа, никогда не интересовалась до сегодняшнего дня. Ликвидируем этот пробел в кругозоре (выложены фото темнокожих и непонятных «русских» рэперов – А.Б.) Кого я упустила из "наших"?...Ой, Гнойный, да!».
Рэп-исполнитель Баста, который в телепроектах как мэтр участвует, в интервью газете «Известия» сказал следующее: «Во-первых, поэзия должна быть острой и молодой. Во-вторых, мне кажется, она утратила темп времени. Евтушенко собирал стадионы, потому что угадывал и попадал в темп. Сейчас таких нет. Сначала темп времени угадывала поэзия, потом — пришел русский рок, сейчас русского рока нет, но зато есть русский рэп, потому что злой, сырой, настоящий». С ним, именитым, согласна и студентка: «Он связан с древней традицией стихотворства и одновременно является одним из самых актуальных жанров сегодняшнего дня, выражающим гражданскую позицию и способным рассуждать на вечные темы», - так оптимистично заканчивает свою работу третьекурсница Софья Балбина. Мне лично её убеждённость разделить трудно, а рэп-фестиваль, который хотел выявить «здоровую сердцевину рэпа» - окончательно развеял иллюзии, несмотря на усилия самого могучего медиа-холдинга Кремля.
У меня главный вопрос: главные пропагандисты вообще-то понимают, что надо пропагандировать, доносить до молодёжи, во что её массово вовлекать? Ну, Киселёв вступился за рэперов, заявил в программе, что не надо их запрещать. Согласимся. Но зачем за государственные деньги навязывать коммерчески процветающее и достаточно маргинальное явление? Этого я понять не могу! Байкеры в Крыму хоть с флагами России гоняют и кричат: «Крым - наш!». А эти что прославляют, отражают, несут молодёжи? Где их «поиски путей для изменения этого города, страны, мира!», - как вещает манифест .
Президент России Владимир Путин объявил 8 июля о проведении в стране Года памяти и славы. Ну, так дай ему старт ярким фестивалем истинной поэзии, авторской песни в Крыму вместо обнимания юношей на театральной смене «Тавриды»! Как подвид – тусовочный рэп туда может войти, и частушка современная, кстати, ничуть не уступающая рэпу по виртуозности и выразительности. Почему нужно выпячивать именно это достаточно примитивное, матерное, но откровенно нерусское явление? – ума не приложу… Или - слабо догадываюсь.
Источник: www.rospisatel.ru
Рекламная ссылка: Вывод из запоя в Уфе анонимно