С 20 по 21 апреля 2024 года в киноконцертном зале «Эльдар» в Москве уже в восьмой раз пройдет традиционный фестиваль Олега Митяева «Крепитесь, люди, скоро лето!». Он пройдет в рамках «Марафона авторской песни России 2023-2024: все настоящее – детям» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив Фонда Олега Митяева.
Виктор Третьяков
Впервые мероприятие для поклонников авторской песни провели в 2014 году, и оно сразу же громко заявило о себе. Фестиваль «Крепитесь люди, скоро лето!» объединяет на одной сцене молодых исполнителей и признанных классиков. Современный формат фестивалю придает стилевое разнообразие композиций на пересечении жанров авторской песни, рок-музыки, этно-джаза и поэзии.
Цель фестиваля – приобщение детей и взрослых к культуре и продвижению традиционных российских ценностей через развитие бардовского движения в России как единого, слаженного сообщества зрителей, любителей, организаторов, волонтеров и артистов. Фестиваль Олега Митяева «Крепитесь, люди, скоро лето!» – это всегда яркий и незабываемый праздник хорошей песни, высокой поэзии и встречи с популярными авторами и исполнителями, чье творчество так любимо ценителями настоящего, доброго искусства.
В трех концертах VIII фестиваля примут участие выдающиеся представители авторской песни разных поколений и специальные гости. С одним из участников в преддверии фестиваля мы говорим об уникальном явлении в отечественной культуре, самобытном жанре – авторская песня.
Наш собеседник – заслуженный артист России, автор-исполнитель песен, писатель и поэт, восьмикратный лауреат национальной премии «Шансон года» Виктор Третьяков.
– С 1981 года вы пишете авторские песни, за 40 с лишним лет изменилась аудитория слушателей в зале?
– Песни писать я начал в армии, это случилось с 1980 по 1982 год, когда мы с другом стали пытаться что-то сочинять и вдвоем, и я один. К 1981 году, действительно, какие-то песенки насочинялись. Тогда была армейская аудитория, члены моей семьи и друзья. Я не думаю, что меняется публика в авторской песне. Я давно уже высказывал мысль о том, что в любой стране есть процентов 20 людей, которым нравятся песни со смыслом. Это наши слушатели и их количество не меняется, поэтому все течет как течет.
– Любой зритель находит на ваших концертах «свою» песню, как вам это удается?
– А вот этого я не знаю. Это тоже самое, если бы спросить, как пишутся песни? Стараюсь писать хорошие песни, чтобы мелодия была, чтобы смысл был – стихов не пишу, сразу песню. Даже если читаю стихи со сцены – это неудавшиеся, не получившиеся песни.
– Где берете вдохновение?
– От жизни, я вообще не знаю, как пишутся песни, не могу ответить, откуда оно берется, откуда на меня сваливается – это необъяснимая штука. Просто время от времени появляется некий зуд и хочется взять вдруг гитару и сочинять. У меня есть такая база мелодий – в голову приходит, я их на диктофон насвистываю, напеваю, и они у меня хранятся. Когда время приходит, что-то сочиняется – залезаю в эту базу и отыскиваю мелодию, которая была бы созвучна моему настроению в данный период времени.
– Когда лучше пишется?
– Раньше это было по ночам, хорошо писалось, когда все вокруг угомонятся, лягут спать, настанет тишина. А сейчас если пишется – пишется в любое время, в любой момент: в машине, в самолете, дома – в любое время суток.
– Какие записки поступают сегодня от зрителя на концертах?
– Записок каких-то особенных нет. У меня давно отработалось, как я веду концерт. В первом отделении пою то, что мне хочется, во втором отвечаю на вопросы. Как правило, в записках – просьбы спеть ту или иную песню. Редко когда поступают какие-то сложные вопросы или личные. Думаю, люди, которые приходят ко мне на концерты, все про меня знают.
Виктор Третьяков
– Бытует мнение, что в авторской песне есть приоритет значимости текста над музыкой? Согласны?
– Безусловно. А как же? Все базируется на тексте. Остальное – кто как умеет. Высоцкий вообще играл на расстроенной гитаре, и только при помощи текста, харизмы и голоса доносил свою мысль, а так – три аккорда у него было. В авторской песне главенствуют текст или стихи. Я свои тексты стихами не называю, потому что – еще раз повторюсь – стихов просто не пишу. Хотя некоторые тексты можно, наверное, читать как стихи, но я этим не занимаюсь, я песни сочиняю.
– Какими были барды в прошлом? В чем их различие с современными?
– Шестидесятники, наверное, более романтичные, да и наше поколение было в свое время романтичное. Это такой естественный переход из романтика в циника, с возрастом. Когда человек молод – он романтик, чем старше – тем циничнее. Мне так кажется, это не плохо и не хорошо, это естественный процесс.
– Как вы оцениваете молодежь в авторской песне? Вообще есть ли она? И если да, какие они и чем их репертуар отличается от стереотипа классического барда?
– Молодежи в авторской песни много, они от нашего поколения отличаются владением инструментом. Нам негде было учиться, пытались где-то что-то подглядеть, с гитарой во дворе, а сейчас у молодых людей – интернет, открыл и играй. Тебя научат в каком хочешь стиле, поэтому нынешние авторы-исполнители очень хорошо владеют инструментом, играют, как правило, в джазовых аккордах, у них больше доступности к информации. А вот с текстами у них похуже, как-то более упрощенно. Играть стали лучше, а стихи стали хуже.
– О чем, на ваш взгляд, должен петь современный автор-исполнитель? И что нужно, чтобы стать хорошим автором-исполнителем?
– Автор никому ничего не должен, у каждого свой мир внутри, и он хочет поделится своим миром, своим космосом, своей вселенной – о том и поет. Стать хорошим исполнителем? Во-первых, как минимум, для этого надо очень хотеть. Надо достучаться: если человек поет о том, что волнует слушателя, насколько автор сумеет увлечь своими мыслями, своими стихами – вот от этого и получается хорошая песня или не получается.
– Какова роль авторской песни для подрастающего поколения?
– Для воспитания, для интеллигентности, безусловно, лучше слушать авторскую песню. Увлекаться авторской песней, чем рэпом, который я вообще искусством не считаю. Это для меня странный вид жанра, к песне не имеющий никакого отношения. Однозначно, если молодой человек или девушка увлекается авторской песней – это хорошо о нем или о ней говорит.
– Какие песни сегодня в приоритете у зрителя на концертах? Есть ли у вас любимые гастрольные города?
– Людям сейчас очень хочется отдушины, время сложное. Люди просят песни о любви, шуточные, хотя на концерте я пою и серьезные песни, и социальные. А города у меня все любимые, не бывает так, чтобы я приехал в какой-то город, а там вдруг плохо. Даже самые далекие, Южно-Сахалинск и Анадырь – все любимые. Наши города, наши люди везде классные и хорошие.
Виктор Третьяков
– Над чем сейчас работаете? И каковы ближайшие творческие планы?
– У меня не бывает творческих планов, у меня рутина, концерты в разных городах. Теперь с возрастом меньше пишется, чем раньше, все, что хотелось сказать – уже сказано. А когда вдруг появляется этот «зуд», последнее время пишется лирика.
– Каких поэтов-песенников рекомендуете послушать молодым?
– Из современных авторов у меня всегда параллельно шли Александр Розенбаум и Олег Митяев. Так что могут слушать их и Виктора Третьякова.
Фото из личного архива Виктора Третьякова
Текст: Лидия Миловидова
Источник: mospravda.ru