19 октября исполняется 105 лет со дня рождения Александра Аркадьевича Галича (1918–1977), русского поэта, сценариста, драматурга, прозаика, автора и исполнителя собственных песен.

Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия Гинзбург) родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (Днепропетровск, современный Днепр), в семье экономиста.
Мама служила администратором в Консерватории.
В 1923 году семья переехала в Москву.
Первое стихотворение юного поэта было напечатано в газете «Пионерская правда» в 1932 году.
После 9 класса, в 1935 году поступил в Литературный институт и Театральную школу им. К.С. Станиславского (Оперно-драматическую студию). Совмещать два вуза было сложно. Сначала оставил учёбу в Литинституте, через три года, после смерти Станиславского ушёл и из Студии.
Поступил в Театр-студию В. Плучека и А. Арбузова. Здесь Галич выступил и как актер, и как драматург, и как автор песен в спектакле «Город на заре».
Галич – псевдоним, сложившийся из начала фамилии, имени и отчества.
В годы Великой Отечественной войны по состоянию здоровья призван не был. С геологоразведочной партией отправился в Грозный. Некоторое время проработал в местном театре. Затем переехал в Ташкент, где выступил одним из организаторов Комсомольского фронтового театра, с труппой из выпускников А. Арбузова.
Автор ряда пьес и сценариев. Сначала писал для театра, в 50-е годы занялся кинодраматургией.
Пьесы «Походный марш» (другое название «За час до рассвета»), «Вас вызывает Таймыр» (совместно с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливою звездой», «Пароход зовут «Орлёнок», «Много ли человеку надо»; лирическая комедия «На плоту» (совместно с К. Исаевым) стала основой кинофильма «Верные друзья», сценарии к фильмам «Сердце бьётся вновь» (1956, реж. – А. Роом), «Трижды воскресший» (1960, реж. – Л. Гайдай), «На семи ветрах» (1962, реж. – С. Ростоцкий), «Дайте жалобную книгу» (1964, реж. – Э. Рязанов) и др.
Со временем творчество Галича становилось всё более политически острым.
В 1958 году Студия молодых актёров О. Ефремова (театр «Современник) должна была открыться постановкой по пьесе А. Галича «Матросская тишина», но спектакль запретили перед премьерой. Цензура объяснила причину: «Ни слова правды». И конкретнее – автор искажает факты о роли евреев в Великой Отечественной войне.
Пьеса находилась под запретом. Лишь в 1988 году О. Табаков поставил этот спектакль со своими студентами, а затем в «Современнике». Он пользовался огромным успехом. В 2004 году В. Машков снял фильм «Папа».
Это была не единственная запрещённая к постановке пьеса Галича.
И тогда Галич вернулся к стихам (писал их в юности) и начал исполнять собственные песни-новеллы со сцены, под аккомпанемент семиструнной гитары. Это случилось в начале 60-х. Направление продолжила бардовская песня. Благодаря появлению магнитофонов песни получили широкое распространение и обрели огромную популярность.
Первые песни Галича – «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» (1962) и «Закон природы» (1962).
После 1968 года, когда на фестивале в Новосибирске он исполнил песню-посвящение Б. Пастернаку, Галича подвергли общественному порицанию, его концерты были запрещены. И тогда артисту пришлось устраивать домашние концерты за плату. На них приходили с удовольствием, также широко ходили магнитофонные записи песен.
В 1969 году Галич соглашается издать сборник «Песни» в ФРГ, в издательстве «Посев» (по другой информации сборник был выпущен без ведома автора). Из-за этого его исключили сначала из Союза писателей, а затем и из Союза кинематографистов.
Вышло так, что на исключении против А. Галича проголосовал его учитель А. Арбузов. У Галича случился инфаркт, не первый.
Галича не принимали на работу. Он продавал книги из своей библиотеки, дорабатывал чужие сценарии без указания его имени в титрах. В 1972 году случился третий инфаркт. Возможности жить в СССР не оставалось.
В 1974 году он вынужденно покинул страну. Его лишили советского гражданства. 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все ранее изданные произведения А. Галича были запрещены в СССР.
Оказался в Мюнхене, где работал на радиостанции «Свобода». Затем обосновался в Париже.
В декабре 1977 года, в возрасте 59 лет Александр Галич погиб при странных обстоятельствах: умер от удара током при установке антенны для радиоприёмника. Ситуация выглядела странной, поскольку Галич плохо разбирался в технике и не должен был браться за эту работу. Рассматривалась версия политического убийства. Наиболее вероятной признана версия несчастного случая.
А. Галич похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В своих песнях, в основном трагикомического содержания Галич непримиримо критиковал как социальные проблемы, так и пороки общества. Главные темы – ответственность за прошлое, память, отказ от конформизма. Авторская песня Галича наследует традициям городского романса. В ней Галич в первую очередь выделял как главное тексты, предлагал причислить этот жанр к литературе. А. Галич скорее не пел, а говорил под музыку, в первую очередь привлекают к себе внимание его тексты.
Выделяют сборник А. Галича «Когда я вернусь», опубликованный в издательстве «Посев». В него вошло всё, издававшееся ранее, а также новые стихи, написанные поэтом незадолго до смерти.
«В отличие от лирических песенных монологов Булата Окуджавы, песни Александра Галича, почти всегда персонифицированные, имели острый драматургический театральный сюжет, – написал А. Городницкий в 2001 году в книге «И жить ещё надежде». – Сочный язык улиц противостоял в них издевательски подчеркнутой канцелярской, безжизненной речи тупой аппаратной олигархии. Именно поэтому многие считают Галича предтечей Владимира Высоцкого.
Наконец, горькие, патетические, высокие в своем трагизме песни: «Мы похоронены где-то под Нарвой», «Уходят друзья», «Памяти Пастернака», «Облака». Именно это «второе искусство» сделало Александра Галича уникальным, неповторимым поэтом… и оно же привело к необратимому крушению его житейского благополучия, исключению из Союза советских писателей, изгнанию из страны и трагической смерти на чужбине в 1977 году. Только сейчас песни его, долгие годы уничтожавшиеся как крамольные, вернулись на родину, но вернулись, увы, с большим запозданием».
Александр Галич признан одним из основателей жанра русской авторской песни (наряду с В. Высоцким и Б. Окуджавой).
Александр Галич, стихотворения
Памяти Б. Пастернака
Разобрали венки на веники,
На полчасика погрустнели…
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!
И терзали Шопена лабухи,
И торжественно шло прощанье…
Он не мылил петли в Елабуге
И с ума не сходил в Сучане!
Даже киевские письмэнники
На поминки его поспели.
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!..
И не то чтобы с чем-то за сорок –
Ровно семьдесят, возраст смертный.
И не просто какой-то пасынок –
Член Литфонда, усопший сметный!
Ах, осыпались лапы елочьи,
Отзвенели его метели…
До чего ж мы гордимся, сволочи,
Что он умер в своей постели!
«Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…»
Нет, никакая не свеча –
Горела люстра!
Очки на морде палача
Сверкали шустро!
А зал зевал, а зал скучал –
Мели, Емеля!
Ведь не в тюрьму и не в Сучан,
Не к высшей мере!
И не к терновому венцу
Колесованьем,
А как поленом по лицу –
Голосованьем!
И кто-то, спьяну, вопрошал:
– За что? Кого там?
И кто-то жрал, и кто-то ржал
Над анекдотом…
Мы не забудем этот смех
И эту скуку!
Мы – поимённо! – вспомним всех,
Кто поднял руку!..
«Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку…»
Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул…
А над гробом встали мародёры
И несут почётный ка-ра-ул!
1966
***
Прилетает по ночам ворон,
Он бессонницы моей кормчий,
Если даже я ору ором,
Не становится мой ор громче.
Он едва на пять шагов слышен,
Но и это, говорят, слишком.
Но и это, словно дар свыше, –
Быть на целых пять шагов слышным!
1969
Я выбираю свободу
Сердце моё заштопано,
В серой пыли виски,
Но я выбираю Свободу,
И – свистите во все свистки!
И лопается терпенье,
И тысячи три рубак
Вострят, словно финки, перья,
Спускают с цепи собак.
Брест и Унгены заперты,
Дозоры и там, и тут,
И все меня ждут на Западе
Но только напрасно ждут!
Я выбираю Свободу, –
Но не из боя, а в бой,
Я выбираю свободу
Быть просто самим собой.
И это моя Свобода,
Нужны ли слова ясней?!
И это моя забота –
Как мне поладить с ней.
Но слаще, чем ваши байки
Мне гордость моей беды,
Свобода казённой пайки,
Свобода глотка воды
Я выбираю Свободу,
Я пью с нею нынче на «ты»,
Я выбираю свободу
Норильска и Воркуты.
Где вновь огородной тяпкой
Над спинами пляшет кнут,
Где пулею или тряпкой
Однажды мне рот заткнут.
Но славно звенит дорога,
И каждый приют, как храм.
А пуля весит немного –
Не больше, чем восемь грамм.
Я выбираю Свободу, –
Пускай груба и ряба,
А вы валяйте – по капле
«Выдавливайте раба»!
По капле и есть по капле –
Пользительно и хитро,
По капле – это на Капри,
А нам – подставляй ведро!
А нам – подавай корыто,
И встанем во всей красе
Не тайно, не шито-крыто,
А чтоб любовались все!
…Я выбираю Свободу,
И знайте, не я один!
1970
***
Я в путь собирался всегда налегке,
Без долгих прощальных торжеств,
И маршальский жезл не таскал в рюкзаке.
На кой он мне, маршальский жезл!
Я был рядовым и умру рядовым.
Всей щедрой земли рядовой,
Что светом дарила меня даровым,
Поила водой даровой.
До старости лет молоко на губах,
До тьмы гробовой – рядовой.
А маршалы пусть обсуждают в штабах
Военный бюджет годовой.
Пускай заседают за круглым столом
Вселенской охоты псари,
А мудрость их вся заключается в том,
Что два – это меньше чем три.
Я сам не люблю старичков-ворчунов
И всё-таки истово рад,
Что я не изведал бесчестья чинов
И низости барских наград.
Земля под ногами и посох в руке
Торжественней всяких божеств,
А маршальский жезл у меня в рюкзаке –
Свирель, а не маршальский жезл.
1972
Автор текста: Великанова Юлия
Источник: pechorin.net
