Впервые я взял в руки гитару студентом первокурсником ленинградского Политехнического в начале 60-х годов. По сей день выступаю как исполнитель и автор музыки. Многие годы - руководитель клуба песни "Восток", участник и председатель жюри фестивалей, автор и ведущий радиопрограммы "Не верь разлукам, старина - Час бардовской песни с Михаилом Кане" и т.д. В общем, накопился многолетний опыт, представления и "убеждения". Всё это у меня, безусловно, дилетантское, но и претензия небольшая - в конце концов, каждый имеет право на своё частное мнение.
Исторически эту необычную песню по мере распространения в народе называли по разному - городской фольклор, студенческая, туристская, альпинистская, геологическая, самодеятельная, авторская... Сегодня чаще говорят: "барды", "бардовская песня" - исключительно за неимением более удачного названия. Но, наверное, можно условиться, что интуитивно предмет обсуждения обозначен. Именно - интуитивно, поскольку примерно за полвека на несложный вроде бы вопрос: "Что такое бардовская песня?" однозначно и точно так никто и не ответил. Иначе говоря, термин (понятие) "бардовская песня" существует, а его определения нет. Вполне закономерен вопрос: а может быть оно и не нужно?
Иногда слышишь крайнее мнение, что вообще не существует различных песенных жанров (и бардовской песни - в частности), а все песни делятся только на хорошие и плохие. Такое суждение привлекает простотой, но не выдерживает критики. К примеру, несомненный ресторанный шлягер вряд ли восхитит чутких к высокому поэтическому слову любителей романса, а кумиру попсы наверняка придётся спасаться бегством из рок-клуба и т.д. Так что, "бардовская песня", как отдельный жанр - бесспорный факт. Дать ему определение - не самоцель. К тому располагает большая путаница и неразбериха в этом вопросе. С давних пор многие коллеги по бардовскому цеху, а также специалисты - филологи, музыковеды, культурологи вроде бы этим озадачились, но убедительный результат до сих пор не достигнут.
С вашего позволения приведу конкретный пример. Вот одно из недавно появившихся откровений: "Бардовская песня - это музыкальное интонирование поэтического слова". По первому чтению очень даже похоже на долгожданное определение! А теперь давайте внимательно разберемся. Широким жестом допустим, что одинаково понимаем: что такое "музыкальное интонирование", даже при том, очевидном факте, что не всякий мотивчик - музыка. Ну да ладно. Тем более, что "поэтическое слово" озадачивает куда больше. Скажем так: "В моей душе запечатлён портрет одной прекрасной дамы..." Кто бы спорил, что это "поэтическое слово"? Ну, а если так: "Марь Иванну любит наш цех - чудесней она женщин всех!". Заметьте - это тоже про прекрасную даму! Горький мой опыт подсказывает, что здесь спор будет! Сочинитель "на голубом глазу" спросит: почему это вы не считаете эту исполненную добрых чувств строку "поэтическим словом"? Сначала вы в полном возмущении залепечете что-нибудь вроде: "Поэзия - это язык души. А поэт - это тот, кто умеет выразить словами то, что словами не выражается...". Потом, увидев что "не доходит", возопите простыми словами, типа того, что коряво рифмованный текст - это не стихи. Ваш оппонент спокойно спросит: "А как отличить "не стихи" от стихов?". Печально, но ответить однозначно и точно вы не сможете, поскольку понятие "поэтическое слово" точно так же не определено, как и "бардовская песня". Как писал классик: "Вот и закончился круг!" Приведенная выше формулировка - не является определением, потому что содержит в свою очередь неопределённое понятие. Жалко, что и с такой красивой версией: "музыкальное интонирование поэтического слова" тоже случился облом.
Мне, как автору радиопрограммы о бардовской песне, присылали во множестве на отзыв и с просьбой "крутануть в эфире" такой "художественный продукт", в сравненье с коим вышеупомянутая "Марь Иванна" - просто вершина любовной лирики в изящной словесности. Корреспонденты представлялись "со всею скромностью": "Здравствуйте, я - поэт и композитор. В моём творчестве..." Без комментариев. Действительно, всякий имеет полное право реализовывать творческие порывы. Доводилось мне и воочию встречаться с ними. Многие оказывались хорошими ребятами, вполне состоявшимися в жизни, знатоками своей основной профессии, ударниками капиталистического труда и т.д. В незабвенные школьные годы они "проходили" предусмотренных программой по литературе поэтов, с отвращением заучивали стихи и впоследствии к этому предмету по доброй воле не возвращались. Во взрослой жизни они зачастую вообще ничего "литературного" не читают: ни прозы, ни стихов. Стало быть, собственные поделки им и сравнивать не с чем. Удивляться не приходится, что они совершенно искренне не видят разницы между высокой поэзией и самопальными виршами к юбилею начальства. Сдаётся мне: объяснить что-либо в такой ситуации невозможно в принципе. Вспоминается Михаил Аркадьевич Светлов: "Для того чтобы писать стихи, как это ни покажется вам странным, прежде всего нужно иметь талант" ...
Казалось бы, чего автор этих строк так придирается к вышеупомянутым сочинителям? Жалко ему что ли? Чем водку пить или колоться пусть уж лучше они песни сочиняют! С этим не спорю - есть такой резон, хотя немало примеров, когда эти занятия совмещают. Но есть тут ещё действительно серьёзное огорчение: наслушается вышеупомянутых ребят некий несведущий, но любопытствующий гражданин и сам себе скажет: "Так вот значит - что такое бардовская песня!" И это ещё не самый зловредный сюжет. Ежегодно в стране и за рубежами проводятся многие сотни фестивалей бардовской песни. При этом ( скажем крайне деликатно) различие художественных уровней этих мероприятий очень велико. Так вот имярек запросто становится Лауреатом некоего N-ского фестиваля по единственной причине: остальные участники были ЕЩЁ ХУЖЕ!!! Год спустя он уже сидит в жюри и успешно множит это кошмарное воспроизводство...
Вернувшись к теме, подведём предварительный итог. Очень похоже, что "бардовская песня" и "поэтическое слово" относятся к категории понятий, которым в принципе нельзя дать однозначное и точное определение. Например, подобные понятия существуют в науке. Думается, что и в искусстве подобное бывает. В подтверждение этой смелой мысли процитирую одного из любимых поэтов:
"Что такое поэзия? Этого я не знаю. Но если бы я и знал, что такое поэзия (ты простишь мне, неясная тень, этот плагиат!), то не сумел бы выразить своего знания или, наконец, даже подобрав и сложив подходящие слова, все равно никем бы не был понят. Вообще есть реальности, которые, по-видимому, лучше вовсе не определять. Разве есть покрой одежды, достойный Милосской богини?"
Иннокентий Анненский
В дополнение к сказанному поэтом... Чуть ли не от древних греков дошел до нас полезный совет на такой случай: "Если нечто принципиально не поддаётся определению, то взамен следует назвать характерные признаки, которые вы за этим "нечто" числите". Интересно, окажется ли эта задача проще применительно к так и не определённому жанру — "бардовская песня"?
Михаил Азриельевич Кане
Источник: sheynis.ru