«Пусть наш круг не будет тесен, в мире нет иного средства.
С душ соскабливайте плесень, выметайте пыль из сердца.
На планете миллиарды ждущих факела в ночи.
Доставай гитары барды,
Души музыкой лечи»
(Сергей Моисеев)
НЕМНОГО ИСТОРИИ
В 50-80-х г.г. авторской песней называли поэтическое сочинение, исполнявшееся под гитару. Полюбившуюся песню можно было легко выучить и исполнить под гитару в компании друзей. Существование таких песен вне официальной культуры приводило к «подпольному творчеству». Оппозиционность выражалась уже в самих темах, к которым обращались поэты-исполнители (получившие название «Барды», подобно поэтам–певцам у кельтов). Вокруг авторской песни постепенно сложилась целая культура, стержнем которой были так называемые (КПС) клубы самодеятельной песни.
Наиболее известный из фестивалей – Грушинский (в честь поэта Валерия Грушина, трагически погибшего во время туристического похода)
Отцом создателей авторских песен в России является В. Высоцкий, который воистину стал «народным певцом СССР». А следующие имена как: А. Галич, Ю. Визбор, Б. Окуджава, А. Городницкий, Ю. Кукин, Ю. Ким, А. Розенбаум, А. Башлачёв, Е. Клячкин, Татьяна и Сергей Никитины, Н. Матвеева, В. Долина, Г. Васильев, А. Иващенко, М. Щербаков, П. Короленко, С. Калугин, В. Малежик и другие продолжили традиции авторской гитарной песни.
…Я несколько не удивился, когда мне позвонили и предложили стать членом жюри юбилейного республиканского фестиваля в Алданском улусе «Берег дружбы». По волею судьбы, мне довелось видеть самобытное искусство эвенков Алдана на республиканском фестивале малочисленных народов Севера «Эхо тундры». Именно, в Алдане, был создан концертный профессиональный оркестр, где я, будучи главным музыкальным редактором радио НВК «Саха», впервые познакомил жителей Якутии в своей передаче «Музыкальный салон», никому тогда неизвестной – Натальей Базалевой. Мне самому давно хотелось съездить и увидеть этот удивительный необычный музыкальный край. И мне – такой случай представился.
Сам фестиваль «Берег дружбы» собирает людей разных профессий и национальностей и со сцены эти люди делятся со своим сокровенным, чувства которые изложены на листке или на ноты. Но, в основе, как правило, поэзия и музыка слиты воедино!
Республиканскому фестивалю авторской песни «Берег дружбы» исполнилось 10 лет. За эти годы праздник поэзии и песни стал ярким и знаковым мероприятием для всех любителей авторской гитарной песни, где собрались от Москвы до Нижнего Куранаха, от Санкт-Петербурга до с. Майя.
Вот что рассказала бессменный режиссёр фестиваля, ныне Обладатель Знака «Гражданская доблесть» Воронкова Елена Павловна: «Появление нашего праздника песни, видимо, связано со строительством железной дороги». Ровно 10 лет назад, когда шёл предтрассовый период, наши перспективные люди, как Ирина Александровна Петунина и Александр Николаевич Дудников родили идею создания праздника и вдохнули в него жизнь. На первом фестивале звучала чаще всего дворовая, чем авторская песня. И приз зрительских симпатий тогда достался Лёне Солкину с песней «Белая берёза».
…Сегодня ритуал фестиваля очень эмоциональный, красивый. После яркого пролога церемонии открытия, когда коренной эвенк охотник приплывает на лодке с зажженной лампой (символ тепла и уюта), она передаётся из рук в руки каждого участника (а их очень много), где последний – зажигает костёр от лампы, который всё разгорается на фоне опустившейся тишины и звёздного вечера, что создаёт особую ауру доброго волнения и единения. Не менее выразительно выглядит сама символика фестиваля, где чорон с гитарой создают национальный колорит, гармонию и камерность авторской песни.
Кстати, эту шедевральную эмблему создали и воплотили в жизнь Михаил Ефимов, Евгений Кокшёнов (народные умельцы) Виктор Кузьмин, автор площади «Подкузьминки». Браво!
Организаторами соблюдается в первый день – обряд очищения, когда каждый участник проходит через дымокур и угощается мясом и кумысом. Когда привязывали ленточки – салама к берестяной верёвке, каждый загадывал, чтобы было солнце на время фестиваля. И видимо, наши просьбы были услышаны. Все дни «Берега дружбы» были солнечными и теплыми.
О ЖЮРИ
На мой взгляд, состав нынешнего юбилейного фестиваля был звёздным. Командой корабля судей – рулила москвичка, автор- исполнитель, лауреат, постоянный почетный гость и член жюри фестиваля авторской песни имени В. Грушина (г. Самара) Наталья КУЧЕР, которая работает с 2007 года. Популярный актёр Валентин Гафт говорил о ней: «Разные состояния любви – вот тема ее стихов и песен. Это состояние ее жизни. А умение так чувствовать и передавать все это стихами и песнями – это уже талант».
От себя добавлю, что наш председатель жюри была человеком с тонким чувством юмора, выразительна и песенна. Говорила кратко и убедительно.
В работе все члены: А.Баль (музыкант, Могилёв), П. Фартдинов (композитор), А. Чернышев (поэт из Новосибирска), В. Кудряшова (журналист, Хабаровск), А. Макаренков (поэт из Москвы), П. Пиковский (литератор, Москва), Б. Голик (певец, человек-оркестр), А. Родовский (гитарист), Д. Толпегов (тромбонист, певец), Андрей Сорокач (бард, Магадан), В. Индигирский (муз. обозреватель, Якутск) выражали своё мнение свободно, с какой-то иронией, с шуткой, иногда воспевали оды, временами переходили на пианиссимо, но, в целом не выходили из темы и не забывали ставить свои баллы. Работа жюри длилась 16 часов. Поверить трудно, но это так!
Приятное и гордое чувство охватило меня, когда увидел на церемонии открытия фестиваля известных руководителей республики: зам. Председателя Правительства РС(Я) Александра Юрьевича СОЛОВЬЁВА, Главу МО «Алданский район» Северина Николаевича ПОЗДНЯКОВА, «Отца «Берега дружбы», народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) III и IV созыва, Почётного гражданина Алданского улуса – Александра Николаевича ДУДНИКОВА, зам. пред. Госуд. Собрания Ил Тумэн – Ольгу Валерьевну БАЛАБКИНУ, зам. министра культуры и духовного развития РС(Я) – Вячеслава Валерьевича ЛЁВОЧКИНА. В их ярких выступлениях был отмечен многолетний труд людей, благодаря которому жив фестиваль. И нам бы тоже стоило запомнить эти имена: Елена Воронкова (театральный режиссёр), Елена Овчарова (сценарист), Ирина Петунина (ведущая), Александр Бондарь (участник Бамовских фестивалей), Иван Аргунов (руководитель творческой группы с. Майя Мегино-Кангаласский улус), Евгений Мистрюков и Алексей Сенников (лучшие звукорежиссёры).
В номинации «Северная песня» мне посчастливилось поработать в составе жюри в первом дневном отборочном туре с композитором и певцом, музыкальным руководителем театра «Огненные люди» с Дмитрием Толпеговым, где вместе мы прослушали 20 номеров. На второй тур мы допустили 10 участников, где вечером, их выступление прослушало Большое жюри.
Вердикт авторитетного жюри под председательством Натальи КУЧЕР в номинации «Северная песня» был таков:
Санников Михаил (как автор получил Диплом 1ст).
Томская Инесса (как исполнитель стала Лауреатом)
Макарова Марианна (как автор песни «Каждый день» получила звание Дипломанта
Дуэт в составе Иванова Юрия и Перетёртова Михаила, стал Дипломантом 1 степени
Аргунов Иван – Диплом 2 ст . (Как исполнитель)
Кузьмин Владимир (как автор песни «Зов природы») стал Лауреатом.
Неустроева Саяна ( как исполнитель) Диплом 1 ст.
Кузьмин Владимир (как исполнитель) был награждён званием Дипломанта 1 степени. Таким образом, лидером номинации «Северная песня» стала Инесса Томская, которая продемонстрировала чукотское и эскимосское народное пение.
В течении дня также Большое жюри прослушало песни и стихи по следующим номинациям: «Котофеевский», где приняли участие дети с 4 до 14 лет. «Сольное исполнительское творчество», «Авторское творчество», «Дуэтное творчество», «Ансамблевое творчество» и номинация «Поэтическое творчество». Красной нитью в своих выступлениях авторы- исполнители касались темы малой Родины, воспевали чувства сострадания, готовности прийти на помощь, радости успеха товарища, а гротеску и юмору была – зеленая улица.
МОИ ВЫВОДЫ
Слушая песни строго облаченные в поэтическую строфу можно подчеркнуть, что сегодня возникли песни, обращённые не к коллективу слушателей, а к каждому в отдельности. Прослушанные произведения, подавляющие большинства которых, представляют собой интерес — как часть современного городского фольклора. Каждый выступающий внёс в них свою неповторимую интонацию.
Лучшие исполнители конкурса, ставшими лидерами «Берега дружбы» отличились тем, что они всецело принадлежали поэзии, которые исподволь начинали сами «зажигаться» на сцене от «своего» литературного текста и отвечали на его силу и мощь –выразительной сильной музыкой. Далеко не всем оказалось под силу тянуться за ними. К сожалению, многие конкурсанты отстали, остались верными своим «студенческим «три аккорда» или отдали свои сердца сегодняшним звёздам телеэкранов.
Мне показалось, что каждое искреннее стихотворение, несущее высокий заряд «интимной» поэзии уже содержит в себе музыкальную основу, скрытую ритмику, мелодию. Обнаружить, раскрыть эту внутреннюю музыкальную энергию стиха, найти свой музыкальный код – это и есть основная задача барда.
…Вечерний концерт жюри, преподнесенный всем участникам фестиваля в первый день, был поистине мастер-классом, где каждый артист выражал литературный текст- музыкальной интонацией, мелодией. Их гармонические ходы и развитие игры на гитаре были уникальны своей способностью к воспроизведению поэтического чувства, характера, образа в полном соответствии с естеством, жизненным и духовным опытом, надеждой, представлением о правде и красоте, о равнодушии и нежности. Бесспорно, такая достоверность передача образа мыслей и чувств поэта в лице артиста, свидетельствовало о музыкальном таланте и художественном чутье выступающего.
Не будем забывать, слова Булата Окуджавы: «Авторскую песню родило время и потребности общества. Возникшая из протеста пустой эстрадной развлекательности, она отдаёт предпочтение поэзии, стихи призваны в ней преобладать над мелодией. Ей противопоказаны украшения и светоэффекты , стадионы и дворцы спорта. Ей даже опасен профессионализм в общепринятом, традиционном значении этого прекрасного слова. Профессиональное отношение к делу – да, эстрадный профессионализм – нет!».
НА ФИНАЛЬНОЙ ТОЧКЕ
21 августа, на церемонии награждения и закрытия X республиканского фестиваля авторской песни «Берег дружбы» на праздничную поляну, под дружные аплодисменты собравшихся, вышел – главный учредитель праздника, министр по делам молодёжи и семейной политике РС (Я) Афанасий Семёнович ВЛАДИМИРОВ. Он поблагодарил всех организаторов авторской песни за высокий уровень проведения мероприятия, за кропотливую работу в выявлении талантливых исполнителей в жанре авторской песни и поэзии, за создание условий для реализации творческого потенциала молодёжи. Каждое слово министра было поддержано овациями и позитивным настроем собравшихся.
Так кто же стал обладателем высшей награды конкурса, спросите Вы. Я отвечу: «Им стал внук известного якутского поэта Сергея Прачёва – КИСЕЛЁВ АРТЁМ. Артёму 11 лет, живёт в Москве. Прочитав и исполнив две вещи своего деда, он покорил жюри и всю честную публику. Выступив в «Котофеевском» конкурсе и прочитав стих «Первая любовь» он установил контакт с публикой, а когда запел песню под свой аккомпанемент гитары «Ах, как трудно быть ребёнком» жюри единогласно сказала «ДА»!
…Всё хорошее быстро кончается. Верю, что в следующем году «Берег дружбы» вновь позовёт всех! Река Алдан также, как сегодня, будет стремительно нестись вперёд. Вновь зажжётся лампада, костёр. Будет построена вторая «Котофеевская» сцена, как символ преемственности и расширения детского бардовского творчества, где дошкольная и школьная романтика гриновских алых парусов должна будет причалить к «Берегу Дружбы».
А мне остаётся вспомнить строки Розенбаума, который может стать эпиграфом праздника гитарной песни: «И я, забывшись в песенном бреду, как заклинанье повторяю снова, что музыкант – лишь тот, кто слышит слово
Поэт – лишь тот, кто с музыкой в ладу».
Автор: Владимир ИНДИГИРСКИЙ, Музыкальный обозреватель, член жюри конкурса.
Источник: sakhalife.ru