Сергей Ломакин: «Авторская песня «путевки в жизнь» не даст, но подарит вдохновение»
С 14 по 16 февраля 2014 года в г.Тюмени будет проводиться 10-й, Юбилейный Межрегиональный фестиваль авторской песни «Зимний Бардовский в Тюмени». Среди гостей фестиваля Вадим и Валерий Мищуки, Леонид Сергеев, Игорь Иванов (Томск).
Бардовская музыка, или, как она называется еще, авторская песня — это песенный жанр, который с одной стороны очень популярен в России, с другой – практически никому не известен, по крайней мере, в своем истинном свете.
Про всевозможные мифы, стереотипы, которые сложились в отношении бардов и их произведений, мы не говорим, так как в большинстве своем они далеки от реального положения дел.
Современный бард, авторская песня, конечно, уже не такие как при Окуджаве и Высоцком, но тоже заслуживают внимания. Не зря ежегодно в различных городах проводятся фестивали, конкурсы и прочие мероприятия, посвященные этому жанру. В Тюмени также есть любители, или правильнее будет сказать — профессионалы песенного слова и собственные настоящие фестивали.
С единственным и бессменным организатором Фестиваля авторской песни в Тюмени, неоднократным лауреатом «Грушинского» фестиваля, писателем и поэтом, Сергеем Ломакиным мы как раз и поговорили о том, что ждет участников фестиваля в этом году, какая она — современная авторская песня, и почему, даже если вы не поклонник этого жанра, стоит хотя бы раз сходить на бардовский концерт.
— Чем фестиваль этого года выделяется на фоне прошлых мероприятий?
— В этом году фестиваль посвящен 70-летию Тюменской области и в связи с этим мы ввели новую номинацию, посвященную Сибирскому краю. В этот раз к нам приедут участники из таких городов, как Салехард, Пангоды, Надым, Нижневартовск, Сургут, известно, что будут гости из Челябинской области, Перми, Екатеринбурга и даже из Барнаула. Думаю, что будет не меньше участников, чем в прошлом году — порядка 100-130 участников. Надеемся провести в этот раз все три творческие мастерские. Это поэтическая мастерская для авторов, под руководством Марины Дмитриевой, мастерская по вокалу, и мастерская исполнителя. Последняя, я рассчитываю, что все-таки состоится и ее ведущий председатель региональный организации авторской пенсии Урала приедет на фестиваль.
— А зачем вообще люди участвуют в таких мероприятиях?
— С одной стороны, победители получают очень хорошие призы. С другой — здесь есть возможность реализовать себя. Мы и сами неоднократно испытывали это ощущение: когда получаешь признание, то хочется творить еще и еще.
Фестиваль авторской песни — это общение с себе подобными, осознание, что ты — не один. Ведь в шоу-бизнесе все хоть и на виду, в толпе, но очень одиноки, здесь — не так. Здесь нет победителей и проигравших, здесь радуются за успехи других. Поэтому мы не учреждаем большие денежные премии лишь потому, что там, где замешаны большие деньги всегда есть какая-то недосказанность, недоговоренности. И чем привлекателен, например, известный Грушинский фестиваль? Тем, что там нет больших денег, только дипломы, подписанные известными людьми.
— Возраст участников тюменского фестиваля?
— Самый различный. Например, в прошлом году самой молодой исполнительнице было всего шесть лет, а самому «возрастному » участнику — 68 лет. Но в последнее время очень много молодежи. И, казалось бы, особого пиара, если сравнивать с другими фестивалями, у бардовских мероприятий нет, но количество поклонников этого жанра огромно, и растет день ото дня. Ежегодно во всем мире проводится более 1500 всевозможных конкурсов и фестивалей, посвященных авторской песне. И не только в бывших союзных республиках, но и в зарубежных странах: в Германии, Бразилии, Австралии, на Кипре. В этом году, например, будет фестиваль в Таиланде. Кстати, победителями прошлогоднего Грушинского фестиваля стали двое израильтян, двое американцев, и всего трое россиян, причем двое из них — тюменцы.
— Современный бард — какой он?
— Стереотип образа барда: всклоченный мужик в свитере, тренировочном костюме, где-то посреди леса у костра поет о «Гитаре желтой» — уже давно изжил себя. Конечно, летом в палаточном лагере форма одежды свободная, но на концертной сцене — обязательна торжественная одежда. По крайней мере, в Тюменской области мы это сделали правилом.
— Современная бардовская песня изменилась?
— Конечно. В ней достаточно сильны элемента рок-н-ролла, джаза, этнических мотивов и прочих направлений, но все-таки авторская песня — это в первую очередь текст. Никогда, в отличие от других жанров, в авторской песне не жертвуют стихами ради музыки. Хотя идеальная авторская песня — это гармоничное сочетание трех составляющих: стихов, музыки и исполнения. Если что-то «падает вниз,» то песня не может состояться. У Сергея Никитина услышал очень интересный критерий определения успешности произведения: «Если я написал песню, но прочитав стихи без музыки, оказалось, что стихи звучат лучше, то песня не состоялась».
— Уровень современных поэтов?
— Сегодня речь даже не о том, лучше или хуже стали поэты-песенники, а о том, что авторскую песню перестали знать, как жанр. Это направление очень узкого круга заинтересованных. Когда мы везем молодых людей на Грушинский фестиваль, а делаем это каждый год, то у них буквально «открываются глаза». Сегодня авторская песня окутана множеством мифов.
С другой стороны, хороших поэтов всегда было немного, и сегодня хоть и есть интересные поэты, но нужно понимать, что на этом поприще много денег не заработаешь. Песня либо вытесняет в жизни человека другие занятия, либо становится хобби — соседствует с основной работой
Вот, например, Игорь Иванов, гениальный автор, но сегодня он нищенствует, никому не нужен. Или Леонид Сергеев — потрясающий автор, который тоже не очень востребован, состояний не заработал. Единственный, наверное, представитель авторской песни, который смог сделать бизнес на своем призвании — Олег Митяев. Но нужно понимать, что авторская песня «путевку в жизнь не даст», скорее возложит на вас дополнительную ответственность.
— Для того чтобы стать бардом нужен талант или этому можно научиться?
— Здесь большую роль играет случай. Многие гениальные, на мой взгляд, поэты остаются в тени, а кому-то, пусть не очень талантливому просто помог случай. Например, Любовь Захарченко. Когда-то на всероссийском слете авторской песни, еще в Союзе, ее заметил Окуджава и опроверг свои же слова о «смерти авторской песни». Но после этого слета женщина не писала 8 лет. В нашем деле вдохновение — это все. Научиться? Наверное, можно, но без искры хорошей песни не получится.
— Ваши пожелания участникам и зрителям грядущего фестиваля?
— Однажды приезжал замечательный автор из Питера — Вячеслав Ковалев, и он сказал, что самое ценное для него на нашем фестивале оказалось именно то, что не было ни минуты свободной, все время было занято, расписано, распределено. И вся эта занятость была абсолютно, на сто процентов оправдана.
Я хочу пожелать участникам этого года и последующих — пусть не будет на вашем фестивале «пустоты», пусть занятость будет максимальной. Раз уж вы приехали за «тридевять земель» всего на три дня, то пусть каждый день будет насыщенным и запоминающимся.
Хочу призвать людей прийти и посмотреть на выступление наших участников. Даже если вам кажется, что это «не ваш жанр», бывает, что одно живое выступление меняет в корне представление людей о бардовской песне.
Справка: С 14 по 16 февраля 2014 года в г.Тюмени будет проводиться 10-й, Юбилейный Межрегиональный фестиваль авторской песни «Зимний Бардовский в Тюмени». Среди гостей фестиваля Вадим и Валерий Мищуки, Леонид Сергеев, Игорь Иванов (Томск).
Заявки на участие принимаются до 11 февраля 2014 года в Тюменском городском многопрофильном центре). Обращаться в оргкомитет «Зимнего Бардовского фестиваля в Тюмени» или по факсу 8(3452) 51-79-61. Электронный адрес для заявок: tgmc@bk.ru или по тел./ф. 8(3452) 51-79-61.
Справки по телефону: 8(3452) 51-79-61.
Источник: novokuznetsk.4geo.ru