С 1996 года Аннушка, сменив футбол на гитару, сочинила, кажется, миллион песен. Ну, не миллион, конечно… Но на пару десятков альбомов вполне хватит и еще останется.
Аннушка — прекрасный музыкант и замечательный поэт, голос у нее такой, что и хмурый, пропитанный виски блюзмен расчувствуется, и бард вернется к жизни, а ценитель фолк–рока, например из многоликой тусовки ролевиков, еще глубже захочет уйти в фэнтезийный мир. А вы Аннушку разве не знаете?
Слез около костра не льем…
Автор этих строк был знаком с Аннушкой еще в прошлой жизни — неформальной, когда наша лихая и весьма разношерстная компания рокеров, хиппарей, панков да металлистов кочевала где–то между Домской площадью и сквером напротив Театра русской драмы: пиво пили декалитрами, записи разных групп слушали в магнитофонах, на гитарах играли. И стоило там появиться Аннушке с шестистрункой, как возле этой милой девушки с сильным голосом и большими глазами (в них всегда был целый мир!) тут же собиралась толпа слушателей и хором пела что–то, например из репертуара «Гражданской обороны». Аннушка всегда была в центре внимания! Хотя, кажется, и очень сильно этого стеснялась…
— Да, всегда скромной была! — улыбнувшись, вспоминает Аннушка (ее фамилия Николаевска, но об этом почти никто не знает), которая давно уже не неформалка. Вернее, может, таковой и является, но в душе, а так — работает в фирме, занимающейся бизнес–консалтингом. Но отдохновение находит все так же — в музыке: Аннушка давно своя на все сто и в бардовской тусовке, и в ролевушной — сочиняет романтические песни в стиле фолк–рок. Ее запросто можно встретить и на концерте авторов–исполнителей, и в клубе, где звучит рок.
— Не бард я, не бард! — восклицает Аннушка. — Хотя все зависит от того, что понимать под словом «бард». Если представить себе такого интеллигента, не в растянутом и пропахшем костром свитере, то я все равно другая. Мой жанр — или акустик–рок, или фолк–рок. Просто в обществе так уж повелось: если выступает один человек и с акустикой, то его сразу записывают в барды. Впрочем, у нас тому самому одному человеку с гитарой кроме как на концерты к бардам и податься–то больше некуда. Поэтому все мы «одинокие» авторы–исполнители.
Мне бардовские песни не сильно близки (вроде «Милая моя, солнышко лесное…») и около костра ностальгическая слеза не потечет. Но бардов я все равно очень люблю. Помнишь неформальную тусовку на Домчике и напротив Театра русской драмы, фонтан (его там давно нет — с землей сровняли), скамейки потертые? Вот там было действительно весело с хиппарями, рокерами да панками: выпил пивка, подрался, попел, снова пивка взял бутылочку. Там я всегда себя чувствовала своей. Это было в середине 90–х…
Как неформалы стали интеллигентными
— И я по сей день предпочитаю рок–тусовку. Жаль только, что клуб «Саксофон» закрылся, где концерты были отменные. Зато сейчас почти все из тех, кто там появлялся, перекочевали в клуб A Nice Place на Цитаделес, 2. Там я иногда выступаю — пою что–то и в стиле блюз, и, может, фолк–рок, — говорит наша героиня.
Многие сравнивают Аннушку с Хелависой из российской группы «Мельница». Однако Аннушка, когда слышит это, всегда скромно отвечает: «Куда мне до Хелависы! К тому же у нее в песнях больше фолка, чем в моих… Да и одна я выступаю в последнее время». Аннушка, отвечая на вопрос, «почему без группы играешь и поешь?», признается, что ей очень сложно собрать вокруг себя музыкантов, заинтересовать их. А я не верю! Помню то время, когда в неформальной тусовке, стоило Аннушке запеть что–то из «Гражданки» («Границы ключ переломлен пополам…», «Вершки и корешки…», как вокруг нее сразу собиралась толпа — и подпевали, и кто–то на своих гитарах подыгрывал…
— Собиралась–то она быстро, но потом, когда «концерт» был окончен, все расходились дальше пить пиво. Музыку слушали, что–то пели, например, из «Металлики»… Кстати, я была на прошлом концерте «Металлики» в Риге, так сама удивилась, какие теперь интеллигентные люди ее слушают. А какими мы тогда были! Помнишь?.. Хотя я ведь далеко не всегда пела одна, и группы были: блюзовая «Хот–дог» во главе с Янисом Ванадзиньшем (пять лет с ней играла), «Новая версия» и The Blues Gang. А уже по России с концертами, где участвовала в разных музыкальных конкурсах, одна ездила, — говорит Аннушка.
Она начала играть на гитаре году в 1996–м, когда училась в 12–м классе. Причем песни из репертуара Егора Летова у нее не были первыми. А первая песня была своя, которую она написала ночью — и текст, и музыку (сразу брала правильные блюзовые аккорды ми мажор и соль мажор!). Между прочим, музыка в ее жизнь пришла на смену футболу. В школьные годы Аннушка любила играть в футбол с мальчишками, занималась в одной секции, но получила травму и спорт забросила… «А ведь амбиции–то остались! Хотелось чего–то вообще невероятного!» — смеется Аннушка. И невероятным в ее жизни стала музыка.
Вынашивая песню
Песни рождались у Аннушки одна за другой. Это был порыв! Часто слышала песни во сне (причем сразу и музыку, и стихи), вскакивала с постели и быстро все записывала, чтобы к утру не забыть. Когда Аннушка еще жила с родителями, пряталась с гитарой в ванной, чтобы — не дай бог! — никто не услышал и не увидел, как она сочиняет… Но потом песни стали «приходить сложнее», они уже не были столь эмоциональными, как раньше, зато более осмысленными: Аннушка больше и над рифмой в стихах думала, и над музыкой.
Она могла неделями, месяцами вынашивать песню или даже одну строчку, равно как и мелодию, которая вот она, где–то совсем рядом, но пока неуловима. А потом раз — и песня готова буквально за несколько минут! Иногда в «выношенное стихотворение» и потом записанное сходу даже исправления никакие вносить уже не требовалось. Но был период, когда Аннушка долго не писала песни. Тогда, вспоминает Аннушка, она была просто очень счастлива… А песни, когда ты абсолютно счастлив, не слишком пишутся. Но тут ее муж уехал на заработки в Брюссель, Аннушка одним вечером сильно плакала — и сразу написала две песни. Она мне выслала по мейлу эти любительские записи, сделанные дома на микрофон компьютера. Замечательные песни!
— Сейчас пою уже не таким «кривым» голосом, — самокритично говорит Аннушка. — Да–да, таким он и был! А теперь стал профессиональней — много и всерьез вокалом занималась. К тому же в 2009–м бросила курить и теперь пою не столь хрипло. Кстати, как только бросила курить, песни пришлось повысить на полтора тона. Вначале не понимала, куда же мой тот самый голос пропал, а потом поняла: так он же, блин, лучше, чище стал! Всем советую: бросайте, друзья, курить!
А знаешь, как я вообще из рок–тусовки к бардам попала? В 2001–м у меня родилась дочь София. А рождение ребенка для женщины не только большая радость, но и большой стресс, поскольку меняется весь образ жизни. По ночам петь и тусоваться в клубах уже не получалось. Дочь хотела любви и тепла мамы, и лишний раз ее с кем–то оставлять не хотелось. Тогда и пришлось что–то менять в своей карьере…
И в этот момент мне на помощь пришел свекр (теперь уже бывший) Володя Бардин. Он меня и притащил к бардам, чтобы хоть как–то удовлетворила музыкальные страсти. И меня вполне устроил формат концертов: петь надо не очень часто, готовиться тоже, а значит, оставалось много времени на ребенка, — рассказывает Аннушка.
Настоящий Мастер!
В то же время в ролевушной компании — тусовке единомышленников, которые придумывают игры по мотивам произведений в стиле фэнтези, а потом бегают с мечами да «магическими шарами» по лесам, жизнь Аннушки не прерывалась ни на миг, стоило лишь раз в 1998 году приоткрыть дверь в «параллельное измерение». Между прочим, Аннушка там человек уважаемый, ведь она — Мастер, придумывающий те самые фэнтезийные игры.
— За основу новой игры берется любой мир, который нам, мастерам, приходится по душе. Он может быть из той или иной книги, компьютерной игры или еще откуда–то, наконец, все сами способны придумать. Вот я сижу дома — и рождаю в голове план, чтобы и мне, и друзьям было бы интересно все воплотить в жизнь, — говорит мастер Аннушка. — Бывали случаи, когда мы делали продолжение той или иной компьютерной игры, но только уже, понятно, не в виртуале, а в реальности. Я, кстати, очень люблю компьютерные игры, но только фэнтезийные… Мы воссоздавали мир по компьютерной игре «Летописи Тамриэля» — продолжили ее сюжет. В итоге у нас народ сражался с монстрами, блуждал в чьих–то снах и наяву.
В процессе создания игры не только прорабатывается полностью сюжет, но и выписываются максимально подробно герои — и внешний вид, и характеры, и спектр увлечений, и род деятельности, и прочее, прочее. Спросишь: что в головах у ролевиков творится? В первую очередь у них большое нежелание подолгу засиживаться в этом мире, где отсутствует романтика и люди заняты решением сугубо утилитарных проблем, а о возвышенном, загадочном задумываются крайне редко.
И в ролевушной тусовке всегда есть свои музыканты, которые, к слову, хорошо принимаются и бардами. Например, на латвийские слеты ролевиков приезжала Иллет — российская исполнительница: у нее и музыка классная, и стихи в стиле фэнтези–рок за душу берут. А есть еще и Дэн Назгул, которая мне лично очень нравится, равно как и Хелависа…
Нет, пора все же и мне начать делать профессиональные записи своих песен! А так пока есть лишь любительские — в Интернете выставлены. Одно время я придерживалась такого принципа: хотите послушать мои песни — приходите на концерты. Но теперь думаю: записи должны быть у людей, чтобы у них возникло лишний раз желание прийти на концерт. Главное — пересилить себя и побороть скромность, — говорит Аннушка, и мне охотно верится: она победит!