Термин «шестидесятники» впервые использовал Станислав Рассадин в своей статье, которую опубликовали в журнале «Юность» в 1960 году. Им Рассадин обозначил прослойку русской интеллигенции, которая активно проявляла себя в период хрущёвской «оттепели». Особым явлением эпохи «шестидесятников» стала авторская песня, которая породила поколение русских бардов. Интерес к поэзии и разнообразным её направлениям стало предтечей феномена «поющих поэтов». Это были люди, которые писали и стихи, и музыку, и сами себе аккомпанировали. Авторская песня, прежде всего, ориентирована на текст, которому подчиняется мелодия и мотив. Поэтому бардов чаще всего относят к деятелям художественной литературы.
![](/uploads/_pages/535/220204-bardy-01.jpg)
Эпоха 60-х — «золотое время» Советского Союза
25 февраля 1956 года Никита Сергеевич Хрущёв выступил на закрытом заседании XX съезда КПСС с докладом «О культе личности». В нём Хрущёв развенчивал культ личности Иосифа Сталина. В докладе были обличены преступления Сталина против партии и народа, обнародованы зверства его правительства и предоставлены факты участия генералиссимуса в репрессиях 20-40-х годов.
Эту дату считают точкой отсчёта в демократизации общества, зарождении либеральных настроений и эпохе нового поколения. Исследователи называют конец 50-х — начало 60-х годов XX века «золотой эпохой» СССР, а период Хрущёвской власти — «оттепелью». Критика «культа личности», начало восстановления репрессированных, долгожданная свобода слова и достижения СССР в науке и технике вызвали подъём молодого поколения интеллигенции.
После Карибского кризиса цензура и идеологический контроль были ужесточены, и «оттепель» начала сходить на нет. В 1964 году Никита Сергеевич отошёл от власти в связи с «ухудшением здоровья». По факту же генсека отстранили от управления страной. К двадцатой годовщине победы в Великой Отечественной войне десталинизацию страны приостановили. Советский Союз вступил в следующую эпоху — брежневского «застоя».
![](/uploads/_pages/535/220204-bardy-02.jpg)
Феномен бардов в эпоху «оттепели»
В эпоху «оттепели» родилось множество свежих идей и форм мелодий. Можно было услышать как отечественных эстрадных любимцев, таких как Марк Бернес, Муслим Магомаев и Майя Кристалинская, так и зарубежных певцов. Одним из них был всемирно известный джаз-оркестр Бенни Гудмана, концерты которого встречали бурными овациями.
Авторы-исполнители сосредоточились на текстах песен, а не на мелодии. Песни бардов были узнаваемы с первого взгляда, они не отличались большим разнообразием. Причина их популярности заключалась в том, что эти песни можно было легко играть на гитаре.
Барды СССР
![](/uploads/_pages/535/220204-bardy-03.jpg)
В 50-90-х годах бардовская песня — общественное движение. Пик его развития пришёлся на период «оттепели». В отличие от официальных песен СССР, «неофициальные» слушали и пели все. Это были песни, которые соответствовали духу времени, романтизма и свободы. Песни, которые, несмотря на незатейливые мелодии и простые мотивы, были наделены глубоким смыслом текстов.
Их пели у костров, в походах, геологических экспедициях, в кругу хороших друзей и где приходилось. В этой непринуждённости и заключается большое очарование бардовской песни.
Это демократизирующее явление проявилось во многом благодаря тому, что люди стали пробовать себя в качестве авторов как способ самовыражения. Авторские песни получили такое широкое распространение, что их поистине можно назвать народными.
Зарождения Грушинского фестиваля бардов
![](/uploads/_pages/535/220204-bardy-04.jpg)
Грушинский фестиваль — это песенный фестиваль, который регулярно проводится под Самарой с 1968 года. Его официальное название — «Всероссийский фестиваль художественной песни им. Валерия Грушина». Это старейший и крупнейший фестиваль бардовской песни, который проходит в форме кемпинга. Главная концертная площадка представляет собой плавучую сцену в форме гитары. Сегодня фестиваль привлекает десятки тысяч любителей бардовской песни по всему континенту.
Грушинский ежегодный фестиваль проводится в начале июля на берегу Мастрюковских озёр. Фестиваль объединяет мастеров бардовской песни, новичков этого жанра и любителей. Его цель — приобщить молодёжь к музыке, поэзии, туризму и спорту.
Самые известные барды Советского Союза
![](/uploads/_pages/535/220204-bardy-05.jpg)
Бардами-«основателями» принято считать восемь выдающихся музыкантов-стихотворцев: Михаил Анчаров, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Александр Городницкий, Юрий Ким, Новелла Матвеева и Булат Окуджава. Это первое поколение «бардов-шестидесятников», каждый из которых внёс свою лепту в развитие нового движения. Как-то Владимира Высоцкого спросили: «А не боитесь, что вам запретят выступать? — он ответил: «У меня это право никто отобрать не может, потому что его никто не давал». Действительно, это были слишком свободные люди, чтобы их вставлять в какие-либо рамки.
Булат Окуджава (1924—1997)
![](/uploads/_pages/535/220204-bardy-06.jpg)
Окуджаву называют родоначальником направления авторской песни. В традициях городского романса песни Окуджава исполнял «тихие», часто грустные, мелодичные, полные нежности, сочувствия и сострадания произведения. Поэзия Окуджавы уникальна тем, что она глубоко лирична по своему характеру. Она направлена на восприятие не одного человека, а всех сразу, выражая не только «я» поэта, но и всеобщие чувства.
Александр Городницкий (1933—наст.вр.)
![](/uploads/_pages/535/220204-bardy-07.jpg)
Советско-российский поэт и один из основателей жанра авторской песни в России. Песня Городницкого «Атланты» является неофициальным гимном Санкт-Петербурга.
Александр Галич (1918—1977)
![](/uploads/_pages/535/220204-bardy-08.jpg)
Вдохновлённый романсовой традицией и творчеством Александра Вертинского, Галич был наряду с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни. Его песни стали очень популярными благодаря появлению магнитофона. В 60-е годы Галич исполнял собственные стихи под аккомпанемент семиструнной гитары. Его первые песни были политически безобидными, но явно противоречили официальной советской эстетике.
Владимир Высоцкий (1938—1980)
![](/uploads/_pages/535/220204-bardy-09.jpg)
Поэзия Высоцкого отличалась разнообразием тематики (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, «спортивные» песни), острым подтекстом и социально-нравственными позициями, которые подчёркивал автор. Для его работ, изображающих внутренний выбор людей в экстремальных ситуациях, характерны экзистенциальные мотивы.
У бардов 60-х годов был мотив, который объединял людей. Как будто они знали рецепт выживания в беспросветные времена. Даже после смерти их вспоминают как стойких оптимистов, способных переносить любые трудности без ущерба для своего позитивного мироощущения.
![](/uploads/_pages/535/220204-bardy-10.jpg)
Появление бардовской песни как движения за свободу в перестройку заставило некоторых усомниться в её жизнеспособности. Но в 1990-х годах всё встало на свои места, и песня получила новую жизнь. Не отбрасывая принципов бардов-основателей, современное поколение ищет новые художественно-поэтические и музыкальные средства сочинения и исполнения песен. И даже если барды не так востребованы, их песни продолжают греть душу.
Источник: kulturologia.ru
![](/uploads/_pages/535/pochki-rascvetajut-5520.jpg)
Пансионат для престарелых