Бард Роман Филиппов: «Нужно было куда-то приткнуть всех нас, поющих и играющих, определить наше место на полке в магазине. Так появилась «новая волна»
Представитель современной авторской песни о неслучайных случайностях, которые привели его в музыку, о качестве звука на концертах, устаревшем понятии «альбом» и новом альбоме.
Романа Филиппова называют представителем «новой волны» авторской песни. Необычные, сложные гитарные партии выдают в нем профессионального музыканта, но главную роль в его композициях все-таки играет текст, смысл. Почему профессиональный музыкант стал бардом, как изменился этот жанр за десять лет — в интервью «Классу».
Роман, Омск довольно далеко от столицы, поэтому представители авторской музыки обрадовались, когда узнали, что вы к нам едете.
— Омск я видел только проездом, но у меня немало друзей из Омска, очень хочу уже приехать. Опять же сибирская земля подарила нам Егора Летова, Янку Дягилеву и прекрасных парней, которыми вы можете гордиться.
Это правда. Расскажите, как началась ваша музыкальная деятельность?
— Сейчас с позиции своих 40 с хвостом лет я не понимаю, кто кого выбрал: я музыку или она меня. Тем более, я никак не ожидал, что буду являться представителем бардовской песни. Мое детство проходило во время рассвета русского рока, я увлекался западной рок-музыкой. Конечно, мои мысли были совсем в другой плоскости. По большому счету, я стал музыкантом по случайным обстоятельствам. В доме была гитара, мама поигрывала, первые аккорды она мне показала. Вокруг нее была большая компания серпуховских музыкантов. У нее была отдельная комната в 80-е годы, это козырная карта для одинокой молодой женщины с ребенком. К нам приходили разные люди, песни пели. И я впервые открыл музыку. Но не думал, что она станет моей жизнью и профессией.
Что вы тогда слушали?
— Увлекался зарубежным треш-металлом, агрессивной, напористой музыкой. Она отвечала каким-то моим внутренним запросам, и я начал играть ее, подбирать на слух. До сих пор люблю эту музыку, но, конечно, уже с другой колокольни ее оцениваю. А потом был русский рок, я открыл для себя тексты, содержание. Слово для меня оказалось очень важным, как показало время.
Это несколько необычно для барда, но вы получили музыкальное образование?
— Да, у меня среднее специальное образование по классу гитары. Но попал я туда опять же случаем, не благодаря, а вопреки. На момент поступления в 1999-м я был самым слабым в группе — просто не было базы. Отчетливо понимал, что сыграл тогда на свой тройбан, и то с большой натяжкой, но училищу нужно было обеспечить новых педагогов студентами. В итоге меня приняли и дали мне образование, чему я несказанно рад.
Как вы пришли в бардовскую музыку? Вас называют представителем «новой волны» авторской песни.
— Новая и старая волна, я думаю, условные понятия. Появились относительно молодые лица, и нужно было определить, какое место они займут на полке в магазине. (Смеется.) Среди многообразия жанров, которые представлены, нужно было куда-то приткнуть всех нас, поющих и играющих. Поэтому возникло такое понятие, как «новая волна». Мне не очень это нравится, но не суть.
Авторская песня — это наиболее свободная территория, где можно показать себя, не имея никаких финансовых ресурсов.
В январе 2005 года я честно прошел первый конкурс на фестивале в Сарове и стал исполнять свои песни под одну акустическую гитару. Это оказалось интересно, от меня большего не нужно было. Рок-н-ролл требует денег и больше времени.
Авторская песня более лояльна к качеству продукта, к качеству инструмента, здесь главное — содержание.
Вы выступали с Алексеем Иващенко, Павлом Фахртдиновым. Вам нравится роль соло-гитариста?
— Да, дело было довольно давно. Сейчас я играю вторым гитаристом с Алексеем Бардиным, у нас проект «БФ7». Скоро мы выложим клип, сделаем материал и поедем с концертами. С Олегом Медведевым из Иркутска я дружу, уже три альбома записали, я принимал участие как гитарист. Мне интересно играть вторую гитару, открывать себя в новом качестве, погружаться в другую музыку, другие ритмы, гармонии.
Как проходит работа над клипом? Кто отвечает за идею?
— Это все коллективное творчество. Об этом мы будем говорить подробнее и спокойнее, когда он уже выйдет. Алексей предложил идею, я добавил что-то от себя, Ирина (жена Романа. — Прим. ред.) тоже выступила с предложениями, что получится в итоге, скоро увидим. Это одна из его старых песен, которую он давно не поет, а мне она понравилась, и я захотел ее сделать. Думаю, у нее будет новое рождение.
В 2008-м году вы стали лауреатом фестиваля имени Валерия Грушина. Для барда это наивысшая награда, своеобразное признание. Как это было?
— Когда ты уже сложившийся автор, рано или поздно с тобой должны закрыть вопрос, что называется, чтобы ты уже перестал маячить в конкурсных потоках. Думаю, в 2008 году со мной именно это и произошло. Не планировал идти в конкурс в тот год на Грушинском фестивале, потому что на тот момент уже дважды был дипломантом и в течение 2005-2006 гг. у меня набралось два десятка дипломов лауреата разных фестивалей. Большинство членов жюри Грушинского я уже знал лично. Поэтому я не был каким-то таким откровением, открытием для них. Просто поставили галочку в графе. Но эмоции! Да, конечно, невероятно приятно было закрыть этот гештальт. Я все доказывал себе и окружающему миру, что я музыкант и поэт, что у меня есть хорошие песни. Этот внутренний процесс завершился.
Но, что для меня очень памятно, когда я играл на главном концерте на «Гитаре» (главная сцена Грушинского фестиваля сделана в форме гитары. — Прим. ред.), я вдруг осознал свое полное одиночество, ощущение пустоты, потому что дальше ты оказываешься предоставлен сам себе. Тебе больше нечего доказывать, нет конкурсов, куда тебе стоит пойти. Вот твоя дорога, твоя гитара и твои песни — иди и доказывай теперь людям, чего ты стоишь. Это был для меня просто переворот. Совершенно по-новому, конечно, сейчас это вижу и прекрасно понимаю, что лауреатство на Грушинском фестивале не должно быть целью, это неправильная внутренняя установка.
А еще, когда ты уже профессионал, стоишь на этой сцене главной и думаешь: «Плохой звук. Не звучит так, как хотелось бы». Я был на этом концерте как зритель не раз, и, к сожалению, очень мало исполнителей, даже самых статусных и уважаемых людей, по-настоящему убедительно и круто звучат на этой сцене. Но выглядит красиво, да. (Смеется.)
Значит, качество звука огорчает?
— Да, я смотрю на движение авторской песни, и это всегда нехватка денег, ресурсов, масса технических моментов, в которых авторская песня проигрывает другим музыкальным жанрам в плане организации. За десять лет, конечно, ситуация здорово изменилась, люди обрастают аппаратом — музыкальной аппаратурой. Но рок все равно звучит убедительнее авторской песни, потому что индустрия вкладывает в это. Авторская песня пока в процессе.
В рок-музыке есть элемент шоу, которого в авторской музыке нет.
— Я думаю, в авторской песне это шоу тоже есть, но оно делается другими средствами. Можно сказать, что и Веня Д’ркин тоже был шоу в некотором смысле, с гримом на лице, с какими-то театральными вкраплениями. Виктор Луферов, надо сказать, был человеком артистичным. Дуэт «Иваси», когда они вместе выступали, — это тоже шоу, просто другими средствами достигаемое. Зрелище не столь агрессивное, не столь первичное, но оно присутствует.
Вы готовите новый альбом?
— Нового альбома как продукта пока еще нет, но несколько треков для него уже записаны. Я вижу, что в альбоме будет какое-то количество старых песен. И даже относительно новые, не изданные песни уже известны моим слушателям. Но мне хочется сделать эту работу совершенно с другим отношением к звуку, к пониманию этого звука. Хочется, чтобы идеи, которые живут в моей голове много лет, были наконец-то воплощены. В этом и состоит идея альбома — сделать его ровным на фоне того неровного звучания, которое преследует меня все эти годы. Конечно, в 2018 году, в век интернета, я говорю, что альбом как таковой, если это не концептуальная какая-то вещь, не является единицей измерения. По большому счету, единицей измерения на сегодня является отдельный трек, песня. Мы в интернет вышли, нам понравилось, мы скачали или разместили на стене. Как максимум, мы смогли прослушать еще пару песен, и вряд ли это происходит так, что мы погружаемся в определенного исполнителя. Поэтому я делаю каждую песню отдельно, но да, это будет новым альбомом к зиме 2019 года.
Идея альбома — сделать его ровным на фоне того неровного звучания, которое преследует меня все эти годы.
Фото: Ирина Парусникова, Андрей Macabr, Игорь Булгаков, Анастасия Кузнецова, Валентин Монастрырский
Автор: Екатерина Квашнина
Источник: newsomsk.ru